prostovelik.moy.su

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Общий форум » О простых велосипедах » велосипед "Дукс боевой"
велосипед "Дукс боевой"
YanДата: Воскресенье, 03.05.2015, 19:40 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 128
Репутация: 0
Статус: Offline


История использования велосипеда для нужд Русской армии довольно длительна - первые опыты проводились еще к 1888 году. Появление самостоятельных велосипедных, или, как говорили в России - самокатных подразделений, относится к 1897 году, когда была развернута первая отдельная самокатная команда. Сейчас же речь пойдет всего об одном эпизоде истории военно-велосипедного дела.
В 1913 году Отдел военных сообщений Главного Управления Генерального Штаба (ГУГШ) Русской армии предпринял очередную попытку централизованного снабжения воинских частей самокатами, так как предполагалось массовое развертывание самокатных подразделений. С целью сбора информации о велосипедных предприятиях России, ГУГШ обратилось за справкой в Министерство Промышленности и Торговли. Справка от 14 октября 1913 года содержала данные по трем крупнейшим велосипедным фабрикам - "Дукс" Ю.А. Меллера и Ко в Москве, "Россия" А. Лейтнера в Риге и "Матадор" в Ревеле; трем слесарно-механическим мастерским - московской фирмы "Энфильд", торгового дома "Победа" в Петербурге и фабрики Б. Варена в Варшаве. Также в числе производящих велосипеды были названы: Машиностроительный завод компании "Зингер" в Подольске и Императорский Тульский оружейный завод, что было явной ошибкой.
На запросы ГУГШ о возможности крупномасштабного производства велосипедов для нужд Русской армии положительно ответили лишь два предприятия - "Дукс" и "Россия". Их мощности позволяли в месяц производить до 500 велосипедов.
Вопрос снабжения армии военными велосипедами был возложен на Главное Военно-Техническое Управление (ГВТУ).
В октябре 1913 года "Фабрика велосипедов и автомобилей "Россия" А. Лейтнера и Ко" получила официальное предложение ГВТУ приступить к переговорам по поводу военного заказа на производство велосипедов. Подобное предложение чуть ранее получило и А.О. "Дукс". Первоначально речь шла об обыкновенных, нескладных велосипедах, адаптированных к нелегким условиям военной службы.
Специальных технических требований к военным велосипедам на тот момент в Русской армии не существовало. ГВТУ решило восполнить этот пробел. Первым пунктом технических условий стала возможность складывания. Весной 1913 года были проведены комплексные сравнительные испытания ряда оригинальных образцов, состоявших на вооружении иностранных армий. После анализа соответствующей информации оказалось, что их немного. Были испытаны: французский "самокат системы Жерара" производства фирмы "Peugeot", немецкий велосипед фирмы "Adler" и японский "Хара", по своей конструкции практически повторявший машину Жерара. Испытания выявили их недостаточную пригодность для эксплуатации в Русской армии. Их конструкция имела существенные недостатки: большой вес, неудобные системы складывания и прочее... Техническое Управление сделало попытку приобрести лицензию на производство самокатов Жерара у фирмы "Peugeot", надеясь модернизировать их в России, но получило отказ, так как по договору с изобретателем фирма не имела право продать лицензию даже по истечении срока патента. И тогда ГВТУ обратилось за консультацией к отечественным "пророкам". Оказалось, что складные велосипеды не были в России новинкой. Более того, в стране имелось как минимум четыре образца складных велосипедов, в разное время находившихся в производстве на фабриках "Дукс" и "Россия".
Первенство в изобретении складного велосипеда, "отвечающего требованиям военно-походной службы" принадлежало отставному капитану Русской армии А.А. Базилевскому, владевшему технической конторой и велосипедным магазином.
Все началось еще в 1900 году, когда капитан в отставке А.А. Базилевский, член правления и петербургский представитель московской фабрики велосипедов "Дукс" Ю.А. Меллера, изобрел и запатентовал военный нескладной велосипед. Несколько таких велосипедов изготовила вышеупомянутая фабрика для проведения конкурсных испытаний (совместно с иностранными моделями) на предмет пригодности их для использования самокатной ротой Русской армии. Военные велосипеды системы Базилевского успешно прошли конкурсные испытания при штабе крепости Либава. Комиссия признала их наилучшими и заказала партию их для снабжения первой в России самокатной роты. Велосипеды были изготовлены на московской фабрике "Дукс" Ю.А. Меллера и Ко".
Вдохновленный первым успехом А.А. Базилевский занялся созданием складного военного велосипеда, который был запатентован в 1910 году. Его конструкция выгодно отличалась от "самоката Жерара", ставшего своеобразным эталоном в военно-самокатном деле. Простота конструкции, надежность и быстрота складывания - вот основные достоинства велосипеда системы Базилевского. Время складывания и развертывания велосипеда занимало не более 10 секунд. Производство этих велосипедов было организовано на "Дуксе", их приобретали отдельные полки Русской армии (Лейб-Гвардии Семеновский, Измайловский, Павловский…) и управления полиции некоторых городов, (например, Петергофа).
В мае 1913 года по предложению начальника Отдела Военных Сообщений, Учебной Автомобильной Ротой были испытаны несколько велосипедов системы Базилевского. Результаты испытаний были признаны весьма хорошими, а велосипеды еще в течении года использовались чинами Роты с отличными отзывами.
В мае 1914 года в Учебной Автомобильной Роте были проведены сравнительные испытания складных велосипедов. На испытаниях были представлены: велосипед фабрики "Россия" А. Лейтнера и Ко, два велосипеда конструкции фабрики "Дукс" Ю.А. Меллера и Ко (с колесами диаметром 26 и 28 английских дюймов), велосипед системы А.А. Базилевского производства фабрики "Дукс" и немецкий велосипед фирмы "Adler". Испытания выявили полную непригодность немецкого велосипеда, а среди отечественных конструкций лучшим был назван велосипед фирмы А. Лейтнера. Конструкция Базилевского заняла второе место, а два "Дукса", соответственно, третье.
Среди преимуществ рижского велосипеда были отмечены: быстрота и простота складывания, надежность механизма складывания, легкий вес и защита спины самокатчика кожаным щитом. На опыте сравнительных испытаний ГВТУ были сформулированы технические требования к военным складным велосипедам Русской армии.
Но, поскольку дело с испытаниями отечественных велосипедов двигалось медленно, в июле 1915 года был сделан крупный заказ фирме "Peugeot" на партию самокатов Жерара. Машины пошли на комплектацию вновь развернутых самокатных рот.
В первый военный год, помимо "Жераров" Военное Министерство закупало обычные, нескладные дорожные велосипеды у фабрик "Дукс" и "Лейтнер".
Летом 1915 года было, наконец, принято решение об организации отечественного производства складных велосипедов. Было решено, не останавливаясь на каком-либо из испытанных образцов, разработать на основании технических условий новый, идеальный самокат. Разработку и изготовление опытного экземпляра взяла на себя фирма "Дукс", как имеющая наибольший опыт по этой части. В августе 1915 года доверенное лицо фирмы, М.М. Щипанов, получил от ГВТУ технические условия и образцы для работы. И уже 2 декабря новый велосипед прошел испытания в Учебной Автомобильной Роте и был возвращен на доработку фирме с незначительными замечаниями. В начале 1916 года новая модель, получившая название "Дукс Боевой", была принята ГВТУ и готова к производству. Автор разработки М.М. Щипанов в октябре 1916 года получил охранное свидетельство за № 68112 на конструкцию "Дукса Боевого".
Принятие на вооружение Русской армии складного велосипеда собственной, и притом в высшей степени прогрессивной, конструкции следует считать событием в отечественной истории техники.
Еще во время разработки "Дукса Боевого", летом 1915 года произошли важные изменения в делах обеих крупнейших велосипедных предприятий России.
10 июля велосипедная фабрика А. Лейтнера в Риге получила приказ об эвакуации в Харьков, так как немецкие войска уже подходили к Риге. Фабрика выполняла заказ Главного Военно-Технического Управления (ГВТУ) Русской армии на поставку военных велосипедов и взрывателей для гранат. 24 сентября 1915 года имущество и оборудование "Фабрики велосипедов и автомобилей А. Лейтнер и Ко" было отправлено со станции Ревель в нескольких десятках вагонов в Харьков. После этого Александр Александрович Лейтнер вернулся в Ригу, где оставалась недвижимость в виде комплекса заводских корпусов. Исполнять обязанности директора в Харькове остался заведующий производством Александр Каспарович Фельдман.
Примерно в то же время, "Дукс" получает крупный военный заказ на производство аэропланов и гидропланов. Велосипедное производство отступает на второй план, так как почти все производственные мощности были переориентированы на авиапроизводство. Дело в том, что к этому моменту фабрика осталась единственным отечественным поставщиком авиации для фронта.
9 февраля 1916 года в Харьков на имя Лейтнера из Москвы был передан патент, техническая документация и образец для производства складного военного велосипеда модели "Дукс Боевой" конструкции М.М. Щипанова. Фронт требовал все большее количество велотехники, и в ГВТУ было принято решение, (с согласия администрации "Дукса" и М.М. Щипанова), что "Боевые" будут производить оба крупнейших велосипедных предприятия страны. Условием передачи патента была выплата изобретателю установленной суммы с каждого собранного велосипеда или же рамы. 16 марта был заключен контракт на изготовление 3000 "Дуксов Боевых" для ГВТУ.
Титаническими усилиями в условиях военного времени и тотальной нехватки сырья директору удавалось не допустить срыва графика производства и сдачи военному приемщику армейских велосипедов, коих фронтовые части требовали все больше и больше, между тем, как фабрика осталась единственным производителем их в России, так как московский "Дукс" прекратил их производство в связи с загруженностью военным заказом на самолеты. В Харькове фабрика работала до конца ноября 1917 года. Всего же на предприятии с февраля по ноябрь 1917 года было изготовлено около 3600 велосипедов "Дукс Боевой".
На самом "Дуксе" велосипедов конструкции Щипанова было сделано с апреля 1916 по март 1917 года всего 682 штуки (хотя контракт между А.О. "Дукс" и ГВТУ заключался на 2000 машин).

http://www.old-velo.ru/zhvesh.shtml
 
Форум » Общий форум » О простых велосипедах » велосипед "Дукс боевой"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: